М.Е.Николаев


Новые вызовы и новые решения.24.01.2021 Первый президент РС (Я), Государственный советник РС (Я) Михаил Николаев принял участие в рабочей встрече заместителя министра просвещения Российской Федерации, Дмитрия Евгеньевича Глушко с министром образованияи науки РС(Я) Михаилом Петровичем Слепцовым, Феодосией Васильевной Габышевой, председателем комитета по науке и образованию Ил Тумэн РС(Я) и руководителями Сети школ первого Президента РС (Я) М.Е. Николаева. В условиях ограничения массовых мероприятий встреча прошла в очно-заочном формате, часть участников принимали участие через сеть интернет.

В условиях переходного периода конца 90-х, когда по всей стране стоял вопрос сохранить или не сохранить советскую систему всеобщего образования. В нашей республике стали появляться различные школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы с уникальными методиками образования, так называемые авторские школы и школы с частичным участием зарубежных образовательных учреждений. Вместе с сохранением и укреплением существующей системы всеобщего среднего образования. Появление данных передовых образовательных учреждений – флагманов образования, стало для республики большим подспорьем в реализации амбициозной задачи, по выводу республики в число лидеров по человеческому капиталу и качеству образования в Российской Федерации. Тогдашнее руководство республики во главе с первыми президентом Михаилом Николаевым ставило задачу кардинально повысить поступаемость выпускников республиканских школ в лучшие вузы страны и зарубежья. С этой целью были приняты ряд дальновидных и уникальных для своего времени решений. Это создание департамента по подготовке кадров, принятие программы сто аспирантов, открытие Физико-математического форума «Ленский Край» и создание сети президентских школ. Так 3 марта 1997 указом № 60 «О создании сети президентских школ в РС (Я)» было положено начало крупномасштабной работе по модернизации всей системы образования. Началось строительство новых объектов Якутского государственного университета с общей площадью 200 тыс.м2, включая строительство плавательного бассейна «Долгун», спортивного стадиона с манежем «Юность». За 10 лет в республике было открыто более 10 высших учебных заведений, построено более 200 новых зданий школ, для улучшения материальной базы специализированных учебных заведений были построены новые здания Вилюйского и Намского педагогических колледжей и Чурапчинского государственного института физкультуры и спорта. Для равного доступа к средствам образования была осуществлена всеобщая компьютеризация школ республики и обеспечен доступ к всемирной глобальной сети Интернет. Благодаря этим усилиям более 70% выпускников школ республики ежегодно поступали в высшие учебные заведения страны, ближнего и дальнего зарубежья. В официальном докладе Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) по рейтингу развития человеческого потенциала среди регионов Российской Федерации Якутия поднялась с 41 места в 1991 году до 8 места в 2001 году, что было признано как один из выдающихся положительных примеров регионального развития. Огромную поддержку получило педагогическое сообщество, итогом этого стало появление авторских школ с уникальными методиками обучения.

Открывая совещание руководитель Научно-образовательного центра Академии наук РС(Я), директор Сети президентских школ Семенов Юрий Иванович, вкратце рассказал историю создания Сети президентских школ. Он отметил, что развитие образования и науки в мире, цифровая трансфоромация и то что мы называем сейчас итогами четвертой научной революции заставляют нас переосмысливать и возродить формы работы с талантами и одаренностями. Современные дети требуют новых подходов в образовании, прежде всего практика ориентированности. В своем указе «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» Глава республики Айсен Николаев поставил цель войти в число 15 лучших субъектов Российской Федерации по качеству образования и сформировать эффективную систему выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов детей и молодежи. Именно для этого в 1997 году была создана Сеть президентских школ республики. К сожалению, изменения в образовательном законодательстве заставляют пересматривать и адаптировать работу в соответствии с новыми реалиями.

Далее выступили: Новгородов Александр Валерьевич, директор Амгинского колледжа, финалист Конкурса учитель года России 2009 года, Захарова Дария Иннокентьевна, канд. пед. наук, директор Амгинского лицея, (Победитель ПНПО «Лучший учитель Российской Федерации»), Попова Татьяна Спартаковна, директор Майинского лицея Мегино-Кангаласского улуса (учитель профи, по математике РС(Я), грант Минобрнауки РФ), Лазарев Юрий Афанасьевич учитель физики Нюрбинского технического лицея, преподаватель физики высшей категории, отличник народного образования РСФСР и Пермякова Валентина Семеновна, директор Якутской городской национальной гимназии.

В своих выступлениях они рассказали о работе образовательных учреждений, достижениях своих учеников, о целях и задачах на ближайшее время. По словам руководителей образовательных учреждений - Сеть президентских школ это не обособленные, специализированные учебные заведения, находящиеся на особом довольстве или как то отличающиеся от других школ всеобщего образования. Данные учебные заведения уникальны своим отношением к образованию, педагогическими кадрами и сложившимися традициями и своей атмосферой. Передовые методы воспитания и образования, многолетние партнерские отношения с Российскими и зарубежными учебными заведениями, новаторство и индивидуальный подход позволили добиться впечатляющих результатов по поступлению выпускников в высшие учебные заведения, в участии учащихся в различных олимпиадах и конкурсах. И в то же время Сеть президентских школ это не замкнутая система. В своих улусах они являются флагманами образования, кузницей кадров для других учебных заведений.

Первостепенно были рассмотрены вопросы организации новой образовательной среды, сетевого взаимодействия школ, создания новых образовательных программ повышенного уровня, развития научно-исследовательской работы школьников и олимпиадного движения, воспитания педагогических кадров, отвечающих требованиям новой экономики.

Директор Амгинского лицея им. Л.В. Киренского, кандидат педагогических наук Дария Захарова поставила вопрос о создании в районах республики Научно-образовательных центров, которые могут стать местом, где школьники и учителя, заинтересованных в развитии научного движения, могли бы совместно заниматься реализацией самых перспективных проектов. Также она отметила, что одной из наиболее острых проблем остается сложность в организации выездов школьников и учителей в регионы России для обмена опытом.

Александр Новгородов, директор Намской гимназии им. Н.С. Охлопкова озвучил проекты развития Сети школ первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева, направленные на опережающее развитие образования, также он отметил необходимость поддержки системной работы по интеграции в мировое образовательное пространство в целях принятия лучшего мирового педагогического опыта.

Юрий Семенов, руководитель НОЦ Академии наук Республики Саха (Якутия) рассказать, что директора и коллективы школ готовы активно работать и достигать поставленных целей и для этого есть все предпосылки и научно-методическое сопровождение Академии наук Республики Саха (Якутия). Так, в 2020 г. все школы Сети стали базовыми школами Академии наук Республики Саха (Якутия) и ведущие ученые республики активно начинают работать с коллективами и учащимися школ внедряя перспективные образовательные технологии, принципы научного стиля работы.

Первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко подчеркнул, что в республике должна быть продолжена работа по развитию Сети школ первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева. Дмитрий Евгеньевич отметил, что стратегию развития системы образования в регионе следует прорабатывать исходя из тех целей, которые поставил президент России Владимир Путин. Он также отметил, что готов поддержать инициативы директоров Сети школ первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева.

«Президент России Владимир Путин поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка была поставлена в подписанном им указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Перед нами стоит задача раскрывать в школах таланты в каждом ученике. Сегодня изменились и критерии, которыми руководствуется министерство просвещения России при оценке работы в регионах. Мы должны стараться обеспечить качественное образование в каждой школе. А сеть школ первого Президента РС(Я) должна стать флагманом развития всей системы образования в регионе», - сказал Дмитрий Глушко.

В ходе встречи Михаил Николаев внес предложение перевести Сеть школ в ведомство министерства образования и науки Якутии. «Думаю, что такой шаг оправдан и необходим для проведения системной и поступательной работы по развитию сети школ, которые должны стать центром развития педагогической мысли в районах и городах. Также, необходимо добиться присутствия Российской Академии Педагогических Наук в республике, более энергично провести работу по реализации второго потока проекта «Сто аспирантов – школьных учителей», ибо сегодня учащиеся должны приобщаться к науке со школьных парт. Далее необходимо разработать научно-педагогические методики по вопросам раннего воспитания и образования с детсадовского возраста, развитие талантов и мотивации детей к будущей жизни, Школы, входящие в Сеть президентских школ расположены в сельской местности, и они ориентированы в подготовке инженерных технических кадров, а на селе отсутствует промышленное производство и технико-конструкторская среда. Поэтому необходимо целевыми подходами помочь укреплению лабораторных оборудований и расходных материалов в классах и помочь в создании школьных технопарков», - отметил Михаил Николаев.

Видео: